История буддизма
История буддизма началась в тот день, когда Гаутама Шакьямуни, став Буддой, "повернул колесо дхармы", т. е. начал проповедь своего учения. Это произошло в 543 или 525 до н. э. 1-й даты придерживается будд. традиция, 2-я общепринята в науке. При жизни Будды его последователи составляли одну из многочисл. сект, к-рая называлась общиной странников (паривраджика). Члены этои общины вели бродячую жизнь, собирались вместе только в период дождливого сезона (варша), поселяясь или в построенных ими хижинах (аваса), или в строениях и парках (арам), подаренных им богатыми покровителями. Эти строения назывались вихарами; позднее так стали именоваться монастырские здания. Будда проповедовал свое учение на сравнительно небольшой территории (южн. часть провинции Уттар-Прадеш и провинция Бихар в совр. Индии), гл. обр. в окрестностях городов Раджагриха, Паталипутра (Патна), Капилавасту и в районе Бодхи-Гая, где он достиг просветления. Перед смертью Будда просил монахов запомнить два условия, гарантирующие сохранение его учения на многие века:
* не ссориться из-за мелких и ничтожных предписаний дисциплины в общине, соблюдая наиб. существенные наставления
* ревностно стремиться к просветлению
Большинство ученых считают, что неопределенность первого условия стала одной из главных причин раскола сангхи. Тексты подтверждают, что споры по дисциплинарным правилам винаи привели к разделению буддизма на множество школ. Но существует более важная причина первонач. раскола общины на два направления - стхавиравада и махасангхика - это отношение к личности Будды. Кто такой Будда - космич. эманация или земное существо? - именно этот вопрос стал гл. причиной разделения будд. общины на тех, кто считал Будду земным существом и учителем, и тех, кто видел в нем божеств. природу. Очевидность доктринального расхождения между последователями Будды проявилась лишь в нач. н. э., когда появилась возможность сравнить тексты палийского канона с первыми махаянистскими трактатами на санскрите. Традиционно история раннего буддизма прослеживается через собрания монахов - соборы (сангити), на к-рых учение Будды восстанавливалось по памяти. Сразу же после смерти Будды сопровождавшие его ученики (500 человек) провели 1-й собор (декламирование по памяти), на к-ром вспомнили все подробности из жизни Учителя и утвердили свод дисципл. правил (Виная-питака) и свод высказываний Учителя (Сутта-питака), включивший, по одной версии, 80 тысяч, по др. - 84 тысячи высказываний. Все монахи, за исключением одного, по имени Пурана, признали их истинность. Так, уже на первом соборе наметился раскол сангхи. Прошло более ста лет. Небольшие будд. общины существовали уже на значит. территории Индии. Вновь возникли споры между ортодок. монахами, утверждавшими, что знание учения Будды в его полном объеме и есть просветление, и последователями Пураны, считавшими истинным путем познание божеств. природы будд. Монахи собрались в г. Вайшали на 2-й собор, на к-ром произошел окончат. раскол сангхи; ортодок. монахи объединились в школу стхавиравада, а их противники образовали школу махасангиков, к-рая разделилась на неск. сект. Слово "махасангика" означает принадлежащий к "Великому собранию" (Махасангити), т. к. на этом соборе присутствовали и члены сангхи и миряне, т. е. уже в 4 в. до н. э. проявилось принципиальное различие между двумя направлениями буддизма: тхеравада представлена монашеской общиной, махаяна - смешанной общиной монахов и мирян.
Другие статьи по теме:
-
Таиланд: история конфликта -
История Таиланда в xx веке -
ТАИЛАНД. ИСТОРИЯ-
Древняя история Тайланда в датах-
История Таиланда